Судовая рулевая машина

К важнейшим вспомогательным механизмам любого судна относится рулевая машина, входящая в комплекс узлов, механизмов и агрегатов, составляющих рулевое устройство катера или корабля.

Судовая рулевая машина выполняет функцию обеспечения управляемости корабля, придерживание судном заданного курса, эффективное маневрирование.

Назначение и принцип работы рулевых судовых машин

В состав корабельного рулевого устройства входят:

·         Руль (перо руля, штурвал или направляющая поворотная насадка руля), представляющий собой сам рабочий орган, к которому прилагается воздействие управляющего.

·         Баллер – элемент, служащий для соединения руля с рулевым приводом.

·         Рулевой привод – механизм для передачи усилия от рулевой машины к рулю.

·         Судовая рулевая машина – механизм, обеспечивающий усилие, необходимое для поворота баллера, а затем и руля на заданный угол для удержания требуемого курса или совершения маневра.

·         Привод – узел, связывающий пост управления с рулевой машиной посредством гидравлической или механической передачи.

·         Двигатель рулевого привода – может быть паровым (на современных судах не устанавливается) и электрическим.

Современные судовые рулевые машины имеют привод от электродвигателя. Различия заключаются в типе передачи. При механической передаче усилия от электродвигателя к рулевой машине такой тип машин называют электрическими. Гидравлическая передача свойственна гидравлическим машинам рулевым.

Рулевые машины судовые – основные предъявляемые требования

Исходя из назначения и места установки видно, что рулевые машины судовые выступают ключевыми, важными и ответственными элементами рулевого устройства корабля, потому к ним предъявляются строгие требования относительно обеспечения:

·         надежности работы и живучести с учетом сложных условий эксплуатации судна (влага, температурные колебания, динамические нагрузки и пр.);

·         безопасности управления для человека;

·         установку и поддержание задаваемого оператором угла и скорости перекладки руля при движении корабля в диапазоне максимальных развиваемых скоростей (в связи с этим устройство комплектуется специальными тормозами);

·         удобства рулежки;

·         максимальной компактности габаритов и небольшой массы;

·         экономичности работы;

·         простоты обслуживания;

·         возможности удаленного управления, например, из разных мест и быстрого эффективного перехода между основной и вспомогательными рулевыми точками.

Преимущества и особенности рулевых судовых машин

Гидравлические рулевые машины судовые находят применение на новых судах, так как способны обеспечить более высокие крутящие моменты, плавное изменение скорости, бесшумность, защиту от перегрузок. Также они отличаются компактностью, небольшой массой и высоким КПД.

Электрические (электромеханические) варианты считаются устаревшими, маломощными, с невысоким КПД, однако ими все еще могут комплектоваться небольшие речные и смешанного плавания суда. Такие машины более дешевы, но более капризны.